Специфика работы концертмейстера в ДМШ

В историческом контексте понятие «концертмейстер» многие десятилетия обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
В настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы, поскольку именно звучание рояля способно выразить создавать имитацию различных типов и тембров как солирующих инструментов, так и оркестровых партитур.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приёмами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший пианист - солист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и - практика достаточно часто это подтверждает - особым даром, «аккомпаниаторским чутьём» (а им обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель одарён качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.
Рассуждая в общем о работе концертмейстера, я не забываю о заявленной для обсуждения теме. В отношении специфики предмета разговора в ДМШ можно отметить возраст солистов и соответствующий репертуар, который зависит от уровня учащихся. Формирование профессионализма и творческих навыков юного музыканта-инструменталиста очень во-многом зависит от работающего с ними концертмейстера. Как правило, пианисты обладают большим объемом знаний не только в фортепианной литературе. Чтобы не превращать урок с учеником в урок работы с концертмейстером, пианист не только следует за указанием педагога, но и является основным созидающим процесс формирования произведения. Именно аккомпанируя на первых порах хорошему концертмейстеру, в ученике воспитываются чувство формы, цельности исполнения, последовательности развертывания музыкальных образов.
Поэтому знания и навыки, необходимые концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в ДМШ, совпадают с основными:
- в первую очередь, умение читать с листа фортепианную партию
любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в
построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять
партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его
трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее
яркому его выражению;
- владение навыками игры в ансамбле; умение балансировать
звучание, гибкость в ведении аккомпанирующей линии;
- знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра - для того, чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихам и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха; умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля;
- умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора;
- знание основных дирижерских жестов и приемов;
- знание приемов игры на солирующих инструментах, с которыми вы работаете;
- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки
импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы
известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
Концертмейстерский опыт ценен владением и накоплением обширного музыкального репертуара различных направлений и стилей. Концертмейстер не должен упускать случая на практике соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.
Внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Особенно это важно в работе с детьми, в которых творческая активность, самостоятельность и инициатива только формируется. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

07:08 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Крокант-Таллеры с муссом из рикотты("Croccante" con mousse di ricotta), Марципановые пальчики., СВИНОЙ КАРБОНАД ИЗ ... КУРИНОГО ФИЛЕ

Вкусные рецепты: Крокант-Таллеры с муссом из рикотты...

Крокант-Таллеры с муссом из рикотты("Croccante" con mousse di ricotta)Миндаль и фундук положить на покрытый бумагой для выпечки противень и подрумянить в предварительно нагретой до 180 градусов духовк...
Что нам известно о прищепках?

Что нам известно о прищепках?

Археологи относят момент возникновения прищепки к далеким первобытным временам. Женщины-хранительницы пещерного огня носили тогда некое подобие одежды. Им приходилось ее стирать и сушить над костром и...
Средства от коррозии и их эффективность - правда или вымысел?

Средства от коррозии и их эффективность - правда или...

Несмотря на то, что современные бытовые приборы, в том числе стиральные и посудомоечные машины, в большинстве своем изготавливаются из высококачественного материала, уберечь многие из них от коррозии ...
19с47нж клапан обратный

19с47нж клапан обратный

Клапан обратный 19с47нж для защиты трубопровода. Гидроудар. Что это? Гидроудар –это очень резкое увеличение давления в трубопроводе в следствии ряда причин. В частности из-за резкого изменения ско...
В Сингапуре автомобиль – не роскошь, а очень большая роскошь

В Сингапуре автомобиль – не роскошь, а очень большая...

Будущие владельцы автомобилей, имейте в виду, что в Сингапуре иметь собственный автомобиль и управлять им – очень дорогое удовольствие. Опасаясь того, что неконтролируемый рост числа транспортных...
Напольное покрытие. Что выбрать?

Напольное покрытие. Что выбрать?

Пол является неотъемлемым составляющим любой квартиры. Он подвергается сильнейшим нагрузкам: по нему ходят, на него ставят мебель, что-то постоянно роняют и двигают. Современный рынок предлагает множе...
Может заинтересовать

Вкусные рецепты: Рулетики с клюквой, рулетики из б

Рулетики с клюквой1Тесто замешивала ложкой: в миску положить мягкое масло+сахар,растереть,добавить 2...

Способы обшивки внешних стен при строительстве кот

Одним из важных вопросов, который возникает в процессе строительства коттеджей, является вопрос обши...

Превосходный отдых в Бельгии - ваше путешествие в

Каждый человек перед очередным отпуском думает о том, где ему отдохнуть. Кто-то любит пляжный отдых,...

Аудиокниги модель для сборки, и где такие найти

Широко известные в наши дни аудиокниги, сейчас доступны как никогда. При этом больше всего интересуе...

10 признаков того, что Вам срочно нужен информацио

1. Ваша компания работает с людьми и ищет новых клиентов и партнеров Чтобы уделит...

Уникальность озера Байкал.

Озеро Байкал – чудо планеты. Перед его величественной неземной красотой преклоняются и коренные жите...

Бесплатные достопримечательности в Риме. Советы от

Пантеон - Наверно, самое ценное историческое здание итальянской столицы, интересное не только турист...

Эластичные полимерные изделия для обеспечения безо

В отчете о работе Правительства Российской Федерации за 2009 год в Государственной думе 21. 04. 2010...

Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Орелэнерго» проведет Н

В конце апреля специалисты Орелэнерго проведут Неделю электробезопасности для учащихся районных школ...

Вкусные рецепты: Закуска из баклажанов, Солянка, т

Закуска из баклажановБаклажаны нарезать кружчками и обжарить (не очищать от кожуры) В той же скорово...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.