Художники – иллюстраторы России

На каждом листе, помимо рисунков, художник давал множество интереснейших начертаний одной и той же буквы, среди которых всегда выделялась крупная буквица в виде фигур людей. Букву «ять» изображал воин с пращой, буква «М» состояла из фигур мужчины и женщины, взявшихся за руки, букву «Ш» составляли три фигуры и т. д. Рядом с хорошо знакомыми любому человеку XVII столетия предметами и явлениями художник помещал на своих гравюрах изображения не только обычных зверей и птиц, рыб и растений, утвари и архитектурных сооружений, но и заморских зверей, мифологические чудища, целое военное сражение.

На протяжении почти трех столетий, с начала XVII века до начала XX века, роль иллюстрированной книги для детей народа играли русские народные картинки, которые назывались еще лубками и «потешными листами». Однако лубки все же предназначались в первую очередь для взрослых, а кроме того, полностью заменить собою книг не могли. До середины XIX века детская иллюстрированная книга была дорогой и предназначалась главным образом для имущих слоев общества. Со второй половины XIX века выпуском иллюстрированных книг для детей уже занимаются крупные капиталистические издательские и типографские предприятия, а возросший уровень полиграфической техники позволяет снизить цену книг и печатать их относительно большими тиражами. Однако художественный уровень этих изданий в подавляющем большинстве был низким. Большая часть иллюстраторов поставляла дешевую ремесленническую продукцию. Но были художники и более серьезного плана. Среди иллюстраторов конца XIX века особой известностью пользовались И. С. Панов, Н. Н. Каразин и Е. М. Бем.

В конце XIX века к иллюстрированию произведений детской литературы обращаются крупнейшие русские художники-живописцы И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, В. А. Серов, В. М. Васнецов, В изданиях для детей проявилось реалистическое мастерство этих художников, глубина их идейных демократических позиций. Однако участие мастеров (за исключением Нестерова и Васнецова) в оформлении детских изданий было эпизодическим. В своей оформительской практике они исходили из традиций не книжного, а станкового рисунка, т. е. рисунка, не предназначенного специально для книги. Из книг, оформленных известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым (1848—1926), наибольший интерес представляет вышедшая в 1899 году, к 100-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина, «Песнь о вещем Олеге», которая неоднократно затем переиздавалась. Оформление книги было задумано в виде древней рукописи. Картинки должны были представлять собою как бы миниатюры этой рукописи. Страницы были украшены орнаментальными заставками, буквицами. Текст «Песни» был красиво написан в духе древнерусского письма молодым талантливым художником В. Д. Замирайло, а затем воспроизведен на страницах книги. Большой вклад в историю русской книжной графики внес М. А. Врубель своими иллюстрациями в конце XIX века к произведениям Лермонтова, Пушкина. Решающий поворот в развитии русской иллюстрированной детской книги связан с деятельностью художников Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина и мастеров художественного объединения «Мир искусства».

Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898), обратившись к русскому сказочному фольклору, записывала в деревнях народные сказки, совершала специальные путешествия в глухие лесные места русского Севера, во время которых много рисовала и писала красками, используя затем некоторые материалы при работе над книгами. Е. Д. Поленова оформила записанные ею сказки «Война грибов», «Сынко Филипко», «Отчего медведь стал куцый» и др., а также делала иллюстрации к потешкам и прибауткам. Подлинным новаторством в искусстве оформления детской книги были произведения Сергея Васильевича Малютина (1859— 1937), который своими поисками в этой области был во многом предшественником больших мастеров, работавших в детской книге уже в советское время. В цветных акварельных рисунках к книжке «Ай ду-ду!» (1899) Малютин не только глубоко передал самые существенные стороны народного поэтического и сказочного творчества, но и первым подошел к созданию графических образов, которые соединили в себе крайнюю простоту (на первый взгляд как бы даже «неумелость» исполнения) с большой и убедительностью активному восприятию ребенка

В начале XX века лучшие достижения в графике детской книги связаны с деятельностью художественного объединения «Мир искусства». Один из руководителей этого объединения — художник, критик и историк искусства Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) создал лучшую в России тех лет художественную азбуку, которая вышла в 1904 году под названием «Азбука в картинках». В «Азбуке» нашли отчетливое воплощение многие принципы иллюстрирования и качества, присущие детской книге «Мира искусства» вообще: высокая художественность, внешняя нарядность книги, стремление дать материал, богатый по содержанию, иногда достаточно сложный, но поданный увлекательно, живо, весело. По мысли художников «Мира искусства», обучение и воспитание должно осуществляться через развлечение, радость, через приобщение к искусству и красоте.

В 1900-х годах из графиков, связанных с «Миром искусства», больше всех занимался оформлением сказок Иван Яковлевич Би-либин (1876—1942). Его книжки роскошно печатались и внешне выглядели очень нарядно. В своих рисунках художник отказался от светотени. Изображение создавалось с помощью отточенного перового рисунка и многоцветной раскраски, при которой каждый цвет занимал поле, строго ограниченное контуром. Предпочтение цвета светотени в книгах Билибина, Поленовой и Малютина в известной мере предвосхищало открытие много лет спустя особенности детского восприятия, которая требует такого преимущества цвета. Однако чрезмерная дробность изображения, превращение его иногда в несколько отвлеченный узор у Билибина нередко затрудняют зрительное восприятие рисунка и снижают выразительные возможности иллюстраций.

Вместе с тем работы Билибина хорошо связывались с книжной страницей (т. е. были «книжны»). Самим своим видом: обилием орнаментальных украшений, затейливых буквиц, рисованным шрифтом и изображением быта старой Руси — сказочные книжки Билибина должны были подготовить читателя к вхождению в атмосферу векового предания, былины, сказки. В оформлении художника были изданы народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола» и т. д., былины о Добрыне Никитиче и Илье Муромце, а также «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» Пушкина.

Кроме уже упомянутых художников, в детской книге работали и другие мастера «Мира искусства»: М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин, Е. Е. Лансере.

До сих пор переиздается с рисунками Дмитрия Николаевича Кардовского «Каштанка» А. П. Чехова (1903). Кардовский сделал 55 иллюстраций. Рисунки хорошо передают быт изображаемой эпохи, подробно и обстоятельно раскрывают все основные моменты сюжета.



22:22 14.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Мой путь в эзотерику

Мой путь в эзотерику

В жизни, у каждого из нас, бывают Моменты Истины. Когда жестко стоит вопрос: - Быть или, Не быть. Когда приходиться делать Выбор. … Останешься ты человеком, или превратишься в безвольное существ...
Как славяне праздновали Солнечное Рождество?

Как славяне праздновали Солнечное Рождество?

Стань у наших у ворот, Разгони Сварог потемь, Верни на Русь красный день, Огнем возгори Коло воздыми Води Коло горе, а свету преболе! Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись, Красное, разожгись, В доро...
Растлен братом. Часть 2

Растлен братом. Часть 2

Это — рассказ про мальчика, который любит переодеваться девочкой. Поэтому гомофобам и убежденным гетеросексуалам просьба далее не читать, и не оставлять потом гадкие коментарии. Докурив, Валера в...
Напольное покрытие. Что выбрать?

Напольное покрытие. Что выбрать?

Пол является неотъемлемым составляющим любой квартиры. Он подвергается сильнейшим нагрузкам: по нему ходят, на него ставят мебель, что-то постоянно роняют и двигают. Современный рынок предлагает множе...
Развитие бизнеса и вывод региональных предприятий на рынок Москвы.

Развитие бизнеса и вывод региональных предприятий на...

Не секрет, что выйти на рынок столицы нелегко. Данная проблема, и связанные с ней вопросы, постоянно обсуждаются. Связано это, прежде всего, с огромными финансовыми затратами. Не буду перечислять бол...
Потолок в детской

Потолок в детской

Многие родители пытаются придумать интерьер детской комнаты самостоятельно, но перечитав большое количество журналов так и не находят подходящего варианта для оформления детской комнаты где будет жить...
Может заинтересовать

Система IP-видеонаблюдения для крупных объектов

Такие объекты, как торговые центры, аэропорты, транспортные системы, крупные банки, гостиницы, отлич...

Воздушные компрессоры: виды и область применения

Компрессор – прибор, который подает сжатый воздух на необходимый инструмент. Существуют различные р...

Как экономить электроэнергию? Галогенные лампы

Конструкция галогенной лампы принципиально не отличается от обычной лампы накаливания. Та же во...

«Мёртвая голова»: какова её история? Древняя симво

После Второй мировой закрепилось мнение, что эмблема черепа со скрещенными костями — атри...

Рынок огнеупоров в кризисе

Ежедневно список проблемных предприятий пополняется новыми участниками. С начала кризиса, на фоне ан...

Иероним Босх: где аллегория, а где загадка?

Роттердамский музей в Нидерландах располагает целым рядом произведений Иеронима Босха (1450−15...

Преимущества акриловых ванн. Типы.

Акриловые ванны это современная деталь современного интерьера. Эти ванны практичны, и в полной мере ...

Организация труда

Производственный процесс в текущих реалиях может определяться в двух его направлениях: 1) как движен...

Вкусные рецепты: Полоски из овсянки с хурмой., =БУ

Полоски из овсянки с хурмой.Залежались у нас в холодильнике несколько плодов хурмы, залежались потом...

Продажа душевых кабин через интернет-магазин, удоб

Трудно представить современного человека не владеющего интернетом, который окружает нас повсюду. И п...



Развивая портал:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий каталог познавательных и занимательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти нужную информацию стало просто.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.